Крылья ветроколеса являются наиболее важной частью ветряка. От формы их лопастей зависят мощность и обороты ветрогенератора.
Мы не будем останавливаться в этой брошюре на расчете новых крыльев ввиду сложности этой задачи, а воспользуемся готовыми крыльями, имеющими определенную форму и отличающимися высоким коэффициентом использования энергии ветра и большой быстроходностью. Нам необходимо лишь решить вопрос, как определить размеры новых крыльев на желаемую мощность, исходя из размеров известных крыльев при сохранении первоначальной их характеристики.
Примем для маломощных ветряков быстроходное двухлопастное ветроколесо со следующей известной из практики характеристикой:
Число лопастей………………………………………………………………………………………………………….. 2
Коэффициент использования энергии ветра ………………………………0,35
Быстроходность ветроколеса………………………………………………………………………… 7,0
Под быстроходностью ветроколеса надо понимать отношение окружной скорости конца лопасти к скорости ветра
Принимая одну и ту же быстроходность, равную 7, для ветроколес разных диаметров, мы будем получать разные обороты ветроколес при одной и той же скорости ветра. Наибольшие обороты будет развивать ветроколесо с наименьшим диаметром. Вообще обороты ветроколес с равными быстроходностями будут относиться друг к другу обратно пропорционально их диаметрам, т. е.
Это значит ветроколесо с диаметром D1будет делать оборотов в минуту во столько раз больше, во сколько диаметр этого ветроколеса D1 меньше диаметра D2 другого ветроколеса. Например, если ветроколесо с диаметром 1,5 м делает 714 об/мин, то ветроколесо с диаметром 3 м будет делать 357 об/мин, т. е. в два раза меньше, хотя быстроходности их одинаковы.
Для удобства подсчета размеров лопастей ветроколес разных диаметров, но с одинаковой быстроходностью в табл. 4 даны размеры двухлопастного ветроколеса с диаметром, равным 1 м. Вверху таблицы дан рисунок лопасти с буквенными обозначениями ее размеров, а под рисунком в таблице даются цифровые значения этих размеров.
Слева в 4 графах приведены размеры лопасти к левому рисунку; справа в 10 графах даны размеры пяти профилей этой лопасти. Как проставлять размеры профиля, показано на рисунке таблицы справа.
Чтобы соблюсти принятую характеристику ветроколеса с изменением его диаметра, необходимо все размеры данных лопастей изменить в том же отношении, в каком мы изменяем диаметр ветроколеса. При этом у нас будет соблюдено геометрическое подобие, без чего нельзя было бы воспользоваться этим способом пересчета.
Так как ветроколесо с размерами, приведенными в табл. 4, имеет в диаметре 1 м, то отношение диаметра другого ветроколеса к единице будет равно D, т. е.
Для увеличения таблицы кликните на ней мышкой
Следовательно, чтобы получить размеры лопасти ветроколеса с другим диаметром, необходимо каждый размер, приведенный в табл. 4, умножить на величину этого диаметра. Неизменными должны оставаться лишь углы заклинения каждого сечения лопасти и число их. Например, для ветроколеса диаметром 1,2 м необходимо каждый размер табл. 4 умножить на 1,2, при этом получим:
Для увеличения таблицы кликните на ней мышкой
Чтобы получить законченную форму лопасти, необходимо по размерам, п
одсчитанным в табл. 5, построить на листе бумаги точки для пяти профилей лопасти и обвести по точкам контуры с помощью лекала, как показано на фиг. 13. Профили каждою сечения вычерчивают в натуральную величину с тем, чтобы по ним можно было при изготовлении лопасти вырезать шаблоны.
Для генератора мощностью в 1 квт необходимо ветроколесо диаметром 3,5 м. Чтобы получить размеры лопасти этого ветроколеса, необходимо приведенные в табл. 4 размеры ветроколеса диаметром 1 м умножить на 3,5 и составить таблицу, а затем вычертить профили лопасти, которые потребуются при изготовлении.
Мощности и обороты двухлопастных ветроколес с данной выше характеристикой приведены в табл. 6.
Этой таблицей необходимо пользоваться при выборе диаметра ветроколеса данной мощности и определения передаточного отношения редуктора, если обороты генератора окажутся больше оборотов ветроколеса, развиваемых им при скорости ветра 8 м/сек.
Например, при использовании для ветроэлектрического агрегата генератора автомобильного типа ГБФ мощностью в 60 вт при 900 об/мин подходит ветроколесо, имеющее D==1,2 м, мощностью 0,169 л. с. при 895 об/мин (см. первые две строчки табл. 6).
данном случае ветроколесо можно закреплять на валу генератора. Получается самый простой и удобный в эксплоатации ветроэлектрический агрегат.
Если бы мы задумали построить ветроэлектрический агрегат мощностью 400 вт, то необходимо было бы принять диаметр ветроколеса 3 м, которое при скорости ветра 8 м/сек развивает 1,060 л. с. или 1,060 X 0,736 = 0,78 квт. Принимая к. п. д. генератора равным 0,5, получим:
P=0,78×0,5=0,39 квт = 390 вт
Ветроколесо при скорости ветра 8 м/сек развивает 357 об/мин, а генератор при мощности в 390 вт требует 1 000 об/мин. Следовательно, в данном случае требуется редуктор, повышающий обороты в передаче от ветроколеса к генератору. Редуктор должен повысить обороты в отношении.
1000:357=2,8
Величину 2,8 называют передаточным отношением. С помощью этого отношения определяют число зубьев шестерен редуктора. Например, если мы примем у шестерни, насаженной на вал генератора, 16 зу.бьев, то у ведущей шестерни, сидящей на валу ветроколеса, должно быть
16×2,8 = 45 зубьев
Двухлопастные ветроколеса, мощности и обороты которых приведены в табл. 6, мы рекомендуем строить для ветроэлектрических агрегатов потому, что они отличаются высокой быстроходностью и более удобны в изготовлении, чем многолопастные.
Быстроходные ветроколеса страдают очень существенным недостатком, заключающимся в том, что они плохо трогаются с места, следовательно, они могут начинать работать только при высоких скоростях ветра.
Многим начинающим ветротехникам кажется, что, чем больше число лопастей у ветроколеса, тем большую мощность оно будет развивать. Это представление ошибочно. Два ветроколеса малолопастное и многолопастное с одинаково хорошо построенными лопастями и с одинаковыми диаметрами ометаемой поверхности будут развивать одинаковую мощность. Объясняется это тем, что раз они одинаково хорошо выполнены, то и коэффициенты использования энергии ветра их будут равны, т. е. они будут одинаковое количество энергии передавать рабочей машине. Количества же поступающей энергии ветра на то и другое ветроколесо равны, так как равны их ометаемые поверхности. Что же касается оборотов, то они будут тем больше, чем меньше лопастей, если они у того и другого ветроколеса имеют одинаковую ширину; иначе говоря, число оборотов тем больше, чем меньше общая поверхность лопастей, образующих ометаемую поверхность.